В соответствии с Конституцией Российской Федерации
человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека
могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и
знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека
имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных
стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их
использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования.
Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области
прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую
роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от
дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют
важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами,
но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя
навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети
используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в
Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и
поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку
существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении
информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых
мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный
мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки.
Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных
средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие
детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также
несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в
зависимости от того, как осуществляется использование. В статье 19 Всеобщей декларации прав человека устанавливается свобода
выражения собственного мнения для всех, включая право на получение и
передачу информации и идей с помощью любых средств. В статье 13
Конвенции о правах ребенка это право распространяется на детей. В двух
последующих статьях Конвенции о правах ребенка устанавливаются права
детей на получение и распространение информации (статья 13) и на
получение безопасной, достоверной и понятной информации из средств
массовой информации (статья 17). Этим на СМИ налагается ответственность
за то, чтобы информация для детей была надлежащей и четкой. Школа должна быть готова реагировать на содержание Интернета и к
проведению необходимых дискуссий. Однако столь же важно, чтобы мышление в
духе защиты прав человека и обсуждения проводились через новые средства
коммуникаций. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям С 1 сентября 2012г. вступил в силу Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2010г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и
художественное оформление информации, предназначенной для обучения
детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и
художественному оформлению информации для детей данного возраста.
Информационная безопасность в целом и особенно детей — одна из
центральных задач, которую необходимо решить для России.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РАБОТЕ: • Возрастные особенности использования Интернета • Памятка детям "Твои права в он-лайновой среде" • Это важно знать! • Основные правила безопасного использования сети Интернет • Всеобщая декларация прав человека (версия для детей) • Конвенция о правах ребенка (версия для детей)
|